Революция, произошедшая в Кыргызстане, всколыхнула и рынок республиканских средств массовой информации. Правда никто пока не знает, чем для местных СМИ обернутся мартовские события и что будет со свободой слова, которая при прежней власти худо-бедно, но все же существовала.

Ясно пока только одно: под жесткий передел собственности, который, вне всякого сомнения, начнется очень скоро, попадут газеты, теле и радиоканалы, находившиеся под контролем президентского окружения. Это, в первую очередь, медиахолдинг, состоящий из самой многотиражной городской газеты «Вечерний Бишкек», телеканала «КООРТ» и радио «Love Radio». Как утверждает оппозиция, теперь уже бывшая, доходы от этой структуры шли непосредственно в карман зятя главы государства Адиля Тойгонбаева, а по своей идеологической ударной силе она занимала одно из первых мест в арсенале власти.

Возможно, что этот медиахолдинг будет раздроблен, так как в газету «Вечерний Бишкек» уже вернулся ее бывший владелец Александр Ким, который собирается инициировать судебные разбирательства с целью вернуть себе доходную газету. А. Ким неоднократно заявлял, что несколько лет назад издание у него забрал высокопоставленный родственник президента. Что же касается «КООРТа», то здесь ситуация немного запутанная. По словам генерального продюсера телеканала Омурбека Сатаева, коллектив электронного СМИ желает провести его акционирование и сделать независимым средством массовой информации. Но проблема в том, что уже сейчас, как говорит генпродюсер, на «КООРТ» открыта настоящая охота. В офис приходят неизвестные делегации, предъявляющие свои права на телеканал. Якобы новая власть разрешила им забрать его. По этому поводу премьер-министр Кыргызстана Курманбек Бакиев, ныне исполняющий обязанности президента, уже заявил, что никто этим людям таких полномочий не давал. «Такие вопросы должны и будут решаться в законном порядке», — сказал он. Но победителей ведь не судят, правда?

Ждет приговора и Национальная телерадиокорпорация единственная теле- и радиосеть, охватывающая весь Кыргызстан. Неправительственные и международные организации уже обратились к парламенту республики с заявлением, в котором предложили превратить НТРК в общественное телевидение. Так сказать, во избежание монополизации общенационального эфира отдельными политическими силами или новым руководством страны. Необходимо заметить, что после Аксыйских событий 2002 года, попытка реформировать корпорацию уже предпринималась. Был даже создан Наблюдательный совет, в состав которого вошли представители общественности страны. Но дальше этого дело и не сдвинулось. Как была НТРК «рупором» власти, так и осталась до сегодняшних дней. А освещались судьбоносные для республики парламентские выборы журналистами корпорации так, что на юге толпа захватывала их в заложники и требовала прекратить показ в эфире необъективных, предвзятых, в общем «кривых» репортажей о событиях.

Пока что новая власть еще не определилась, что делать с НТРК и другими правительственными СМИ. Не до того. До сих пор идет дележ портфелей. До мартовской революции средства массовой информации Кыргызстан были разделены на два лагеря. По одну сторону баррикады сидели оппозиционеры, по другую их оппоненты. И обкидывали друг друга информационными булыжниками. Причем в этой войне зачастую использовались запрещенные приемы с обеих сторон. Сейчас ситуации изменилась. На страницах и в эфире правительственных СМИ замелькали вчерашние противники президента. В общем, произошла крутая смена декораций. Однако пессимисты с тревогой ждут дальнейшего развития событий. Ведь революции не всегда способствовали развитию свободы слова. Случалось и так, что прессу просто загоняли в угол, ограничивали жесткими рамками цензуры. Кыргызстан в этом отношении пионер среди стран Центральной Азии. И как поведет себя новая власть в вопросе свободы слова покажет время.

Андрей Гордеев

Поделиться